Срочная пилюля: к чему приведут новые правила продаж рецептурных лекарств

С 1 сентября 2025 года начали действовать новые сроки выдачи рецептурных препаратов, которых не оказалось в наличии в аптеке. В последние три года эти сроки не регулировались, и пациентам приходилось ждать, когда лекарство появится, порой непредсказуемо долго, а в некоторых случаях — заново выписывать рецепт. Теперь, согласно новому приказу Минздрава, аптека обязана предоставить товар в течение трех, десяти или 30 дней — в зависимости от ситуации. Также документ впервые закрепил за аптеками право обмениваться препаратами. Forbes Healthcare разобрался, как новые правила отразятся на работе аптек и доступности лекарств

С 1 сентября 2025 года аптеки обязаны выдавать в четко заданные сроки рецептурные лекарства, которых не оказалось на полке, когда клиент пришел за ними в торговую точку. Согласно приказу Минздрава России №100н, у обычного рецепта предельный срок составляет десять рабочих дней, а у рецепта с пометкой cito (лат. cito — «срочно») он сокращен до трех рабочих дней. Если при этом потребуется отдельная закупка, предоставить товар нужно в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты обращения. При поступлении препарата аптека обязана в течение одного рабочего дня уведомить об этом пациента.

Ориентиром для отсчета времени является дата первого обращения в аптеку — она должна быть занесена в журнал учета, а при работе с электронными льготными рецептами ключевые события дополнительно должны фиксироваться в государственной информационной системе (ГИС). После этого льготный электронный рецепт может быть передан в другую аптеку того же региона — тоже с обязательной записью в ГИС. Такой отпуск лекарств впервые прописан именно в новом приказе. В предыдущей версии документа, регулирующего сроки выдачи рецептурных препаратов, — №1093н — электронные рецепты допускались, но обмен между аптеками не регламентировался. А начиная с 2022 года, сроки выдачи препаратов, которых не оказалось в аптеке, не были прописаны.  

Эксперты, с которыми поговорил Forbes Healthcare, в целом поддерживают новый порядок, но предупреждают, что его эффект зависит от нескольких факторов. Во-первых, от IT-готовности регионов: стабильной работы ГИС, корректного обмена данными между аптеками, единых процедур обмена и обучения персонала. Кроме того, формулировки нового приказа позволяют аптеке отнести заказ к сценарию «до 30 рабочих дней» даже если у нее есть возможность предоставить препарат быстрее. Важен и такой нюанс — аптеки могут отказаться делиться пациентами с конкурирующими торговыми точками.

Прозрачность для пациента

Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв видит в новом порядке практическую пользу для пациентов: «Учет отсроченных рецептов с пометками в спецжурнале, фиксированными сроками доставки и информирование пациентов усилит контроль за льготным лекарственным обеспечением, повысив прозрачность процесса. Пациенты будут чувствовать себя увереннее, зная, что их рецепты учтены и приняты в работу, а в случае задержки смогут доказать сам факт и сроки переданного в аптеку документа». По словам эксперта, введение более жесткого контроля будет стимулировать аптечные сети дисциплинированно вести журналы учета и давать обратную связь пациентам, ожидающим поступления препаратов, а власти — эффективнее планировать закупки и распределять льготные лекарства по аптечным сетям. 

Жулёв напомнил, что с сентября 2022 года перестал действовать приказ Минздрава №1093н, в котором были закреплены предельные сроки отсроченного обслуживания, и с тех пор применялась общая норма — отпуск в пределах срока действия рецепта. «Тогда отмена десятидневного срока реализации рецептов затронула многих россиян, которые имеют право на льготные препараты. Это миллионы пациентов с различными диагнозами — от диабета до ревматологии. Особо остро проблема ощущалась в регионах, где местные власти часто закрывали глаза на жалобы, считая, что отсутствие установленного срока означает отсутствие ответственности», — добавил эксперт.

Из-за этого, продолжил Жулёв, «многие аптеки перестали фиксировать отсроченные рецепты и информировать людей о появлении необходимых медикаментов. А из-за ограниченного срока действия рецепта пациентам приходилось повторно обращаться за ним в медицинские организации, что для многих проблематично. «Больше всего пострадали льготники — они лишены возможности выбирать аптеку. Рецепт нельзя отнести в любую ближайшую аптеку, ведь перечень учреждений, предоставляющих медикаменты по льготе, строго ограничен. Для многих пациентов с хроническими заболеваниями покупка лекарств за свой счет — значительная статья расходов», — пояснил он.

Введенный с 1 сентября учет с пометками в спецжурнале, фиксированными сроками доставки и информированием пациентов усилит контроль за льготным лекарственным обеспечением, уверен Жулёв. Пациенты в случае задержки смогут доказать сам факт и сроки переданного в аптеку документа. По его словам, более жесткие правила в целом будут стимулировать аптечные сети дисциплинированно вести журналы и взаимодействовать с пациентами, а власти — эффективнее планировать закупочные процедуры и распределять льготные лекарства по аптечным сетям.

В то же время управляющий директор маркетинговой компании MAR consult Анастасия Голуб обращает внимание на уязвимость новой процедуры отпуска именно для пациента, так как решение о длительной отсрочке принимает аптека. Она может «необоснованно отнести рецепт к тридцатидневному сценарию закупки», и при этом пациенту доказать обратное будет сложно — формально сеть уложится в установленный срок. Журнал и записи в ГИС фиксируют дату обращения, постановку на обслуживание, уведомление и отпуск, но не показывают, могла ли аптека обеспечить более быстрый отпуск, в том числе через обмен с другой точкой или сетью.

Также Голуб обращает внимание на коллизию с «длинными» поставками: бывают ситуации, когда уложиться в 30 рабочих дней физически невозможно (например, при ограничениях поставок из-за санкций). «Возможны ситуации, когда лекарство объективно невозможно закупить и доставить за 30 дней. В этом случае приказ ставит аптеку в безвыходное положение: она будет виновата по формальным признакам. Остается вопрос, как будут рассматриваться подобные случаи», — говорит эксперт.

Цифровое неравенство

Кроме того, после введения новых требований проблемой может стать цифровая составляющая — из-за недостаточной или вовсе отсутствующей интеграции ГИС и аптечных цифровых систем в регионах, полагает заместитель директора Ассоциации независимых аптек Елена Соколова. «Межаптечный оборот электронных льготных рецептов внутри региона станет настоящим прорывом, но для его реализации требуется безупречная работа региональной ГИС в реальном времени и готовность аптек оперативно работать с чужими рецептами», — пояснила она Forbes Healthcare.

Со стороны аптек выполнение новых правил потребует пересмотра договоров с дистрибьюторами и включения в них жестких сроков поставки, особенно для рецептов с пометкой «срочно», а также внедрения автоматизированных систем контроля за сроками, подчеркивает Соколова. В конечном счете, считает она, успех зависит от слаженной работы всех звеньев: аптек, настраивающих свои процессы, дистрибьюторов, обеспечивающих оперативность, и властей, создающих инфраструктуру для обмена данными. И тогда пациент действительно сможет получать препарат в заявленные сроки.

По оценкам маркетинговой компании MAR consult, обмен между аптеками может сократить время ожидания товара, но только в сетях, где действует цифровая система и налажен обмен данными. «Межаптечный отпуск по электронным льготным рецептам внутри региона реально ускорит получение лекарства: если раньше пациент был привязан к одной аптеке, теперь первая аптека может снять рецепт с обслуживания, а вторая — отпустить препарат, фиксируя в ГИС. Это может сократить время на несколько дней в сетях, где есть обмен», — отмечает Анастасия Голуб. Однако существенным барьером, по ее словам, может стать отсутствие мотивации у коммерческих аптек, которые не объединены одной сетью, «делиться» пациентами, так как передача льготного рецепта «означает потерю выручки и прибыли».

Наладить такой обмен лекарствами готовы не все регионы, так как остается нерешенным вопрос технической готовности аптек. «Теперь аптекам нужны интеграция с региональной ГИС для обмена данными в реальном времени, единые протоколы API для сетей аптек, обучение персонала по процедуре снятия и передачи рецепта, мониторинг статуса в ГИС. В регионах со слабой цифровизацией ускорение будет минимальным, но в целом это, конечно, повысит гибкость», — считает Голуб. Кроме того, при интеграции разных IT-систем — региональной ГИС и софта аптечных сетей — могут возникнуть проблемы с совместимостью, скоростью обмена данными, безопасностью и конфиденциальностью данных пациентов, подчеркнула эксперт. В целом внедрение и поддержка IT-решений там, где раньше их не было, — это значительные затраты. Таким образом, новый приказ «создает цифровое неравенство между крупными сетями и малым аптечным бизнесом», заключила управляющий директор MAR consult.

По словам исполнительного директора Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Александра Опарина, сложность ситуации еще и в том, что не во всех субъектах есть возможность выписать электронный рецепт: «Внедрение электронных рецептов только набирает обороты, поэтому понять, что именно повлияет на ускорение процесса получения лекарств, можно только после испытания имеющихся инструментов». Между тем, по его мнению, программное обеспечение аптек на сегодня позволяет решать множество задач, а дополнительный функционал «обычно дорабатывается при необходимости».

Электронные рецепты в России начали внедрять после приказа Минздрава от 14 января 2019 года №4н, и планировалось, что к концу 2023 года система должна заработать во всех регионах, однако переход идет до сих пор. Незрелость этого механизма в большинстве регионов хоть и не приведет к сбоям, но и не сократит сроки ожидания лекарств, считает директор по проектной деятельности Ассоциации разработчиков и пользователей ИИ в медицине «Национальная база медицинских знаний» Андрей Алмазов. «Электронный рецепт задумывался как единая система — и для льготных, и для обычных назначений. Затем фокус фактически сузили до льготников, при этом прозвучали заявления о «повсеместном внедрении» электронного рецепта в стране. Но в самом же приказе говорится: отпуск по электронным рецептам допускается только при принятии уполномоченным органом субъекта решения об их использовании наряду с бумажными. Иными словами, это не федеральный режим «по умолчанию», а региональная опция: где решение принято — система работает, где нет — остается бумага. Межаптечный маршрут там, соответственно, тоже будет сложнее организовать», — пояснил он Forbes Healthcare.

Тем не менее в большинстве крупных аптечных сетей, по словам Алмазова, установлены достаточно развитые информационные системы, которые вполне позволят управлять и перемещением заказа внутри сети, и его перевозкой с центрального склада, и организацией закупки. «Вряд ли с этим смогут справиться все аптеки, но крупные сети — да. А вот с вопросами интеграции с аптечными сетями дела обстоят хуже. В большинстве регионов они не решены — ни технически, ни организационно, ни нормативно», — добавил он.

Александр Опарин, оценивая новый приказ, подчеркнул, что за последние десять лет это уже четвертая инициатива Минздрава, затрагивающая порядок отпуска лекарств: «Основные моменты остаются неизменными, меняются алгоритмы действий сотрудников аптек». При этом при смене регулирующих механизмов не всегда учитываются возможности аптеки, добавил он. Вероятно, введенный приказом №100н порядок пройдет этап доработок: появятся детальные регламенты для длительной отсрочки рецептов, единые правила обмена между аптеками, согласованные сроки поставки и требования к работе с ГИС.

Источник: Forbes

Важная информация

Мы используем куки файлы, чтобы сделать наш сайт удобнее для вас