08.12.2025
На XVI Всероссийском конгрессе пациентов прошел круглый стол «Пациенториентированная система ОМС. Пути достижения». Его модераторами выступили сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв, вице-президент Всероссийского союза страховщиков Роман Щеглеватых и директор проектов Всероссийского союза пациентов Олег Альмендеев
Заместитель директора Центра гуманитарных технологий и исследований «Социальная Механика» Татьяна Фомина презентовала социологическое исследование «Проблемы получения медицинской помощи в системе ОМС в Российской Федерации в 2025 году в оценках пациентов и медицинских работников». Это мониторинговое исследование, проводимое ежегодно с 2021 года совместно Всероссийским союзом пациентов, Всероссийским союзом страховщиков и Центром гуманитарных технологий и исследований «Социальная Механика». Исследование позволяет оценить тренды доступности медицинской помощи по ОМС, удовлетворенности граждан этой помощью.
По словам Татьяны Фоминой, в исследовании, которое затронуло 78 регионов страны, впервые приняли участие не только пациенты, но и медицинские работники. «Удовлетворенность медицинской помощью растет третий год. Но, тем не менее, те проблемы, о которых говорят пациенты, остаются ровно теми же самыми, что были последние три года. Это всё те же проблемы, связанные с невозможностью получить услугу в одном месте, отсутствием специалистов в поликлинике и длительностью ожидания медицинской помощи», - отметила эксперт.
Татьяна Фомина также рассказала, на что жалуются пациенты, когда речь заходит о медицинской помощи. «В этом году на первое место вновь вышли нарушения при лекарственном обеспечении. И чуть-чуть подрос такой показатель, как необоснованный отказ в медицинской помощи», - сообщила она.
Еще один важный момент, обозначенный Татьяной Фоминой: если сопоставить данные по проблематике по ОМС и зачем идут в платную медицину, то видно, что в настоящий момент платная медицинская помощь носит компенсаторный характер. «Фактически она купируют основные дефициты системы здравоохранения, которая работает в рамках ОМС. Граждане платят не за премиум-услуги, они платят за доступность медицинских услуг», - подчеркнула она.
Медицинский директор ООО «АльфаСтрахование-ОМС», руководитель рабочей группы Всероссийского союза страховщиков по организации ОМС, профессор, д.м.н. Алексей Березников рассказал об инструментах влияния страховщиков, чтобы, в частности, не допустить инфаркт миокарда. По его словам, инструменты влияния следующие: первый - устранение нарушений в оказании медицинской помощи посредством клинико-экспертных мероприятий на этапе амбулаторно-поликлинической помощи до возможного инфаркта миокарда. «Второй аспект - не умереть от инфаркта, в частности речь идет о больничной летальности, когда пациент может погибнуть при оказании ему медицинской помощи. Здесь мы можем устранить нарушения в оказании медицинской помощи, в частности вернуть его на маршрут. В-третьих, речь идет о количестве случаев острого коронарного синдрома, наступивших в течение года после перенесенного инфаркта миокарда. С одной стороны, мы здесь также влияем на количество нарушений при оказании медицинской помощи, с другой стороны, это возврат пациентов на маршрут оказания МП, то есть диспансерное наблюдение», - сообщил эксперт.
Руководитель дирекции персонифицированного учета информации по ОМС ООО «СМК РЕСО-Мед» Мария Останина рассказала о роли страховых медицинских компаний в борьбе с сахарным диабетом. «Проблемы, с которыми сталкиваются наши застрахованные, касаются недостаточной доступности консультаций эндокринологов и других узких специалистов. Не хватает талонов для записи на удобное время, имеются проблемы с лекарственным обеспечением, включая недостаток аналогов инсулина и средств для мониторинга гликемии, - отметила она. - Также хотелось бы обратить внимание на имеющиеся случаи формального подхода медицинского персонала к жалобам пациентов и результатам лабораторно-диагностических исследований».
Руководитель управления экспертной деятельности ООО «СК «Ингосстрах-М» Елена Савенок сфокусировала внимание на доступности скорой медицинской помощи, как важном элементе в сохранении жизни. «Страховая компания, обеспечивая медицинским организациям стопроцентную оплату скорой медицинской помощи, имеет полное основание полагать, что всенаправленные средства используются по целевому назначению на бесперебойное функционирование службы и обеспечение пациентов своевременной и доступной помощью при возникновении экстренных и неотложных состояний. Востребованность скорой помощи неизменно высока, - подчеркнула эксперт, сообщив, что около 20% всех вызовов совершаются пациентами с жалобами на повышенное артериальное давление.
Мы используем куки файлы, чтобы сделать наш сайт удобнее для вас


